В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка

Смесь небес и балагана

Киевский театр русской драмы имени Леси Украинки продолжает отмечать 90-летие.


Сцена из спектакля «Смесь небес и балагана»

Сцена из спектакля «Смесь небес и балагана»


Оскар Уайльд призывал опасаться женщин, не скрывающих свой возраст. Якобы эти бесстрашные дамочки готовы на что угодно. Между тем в День театра — 27 марта — Русская драма имени Леси Украинки празднует свое 90-летие девятый раз в текущем сезоне. И похоже, на этом именинница не остановится: билеты на юбилейный спектакль «Смесь небес и балагана» раскупаются на месяцы вперед.

Затяжной юбилей — случай небывалый

В театральной практике затяжной юбилей — случай небывалый. Ведь капустники, вечера, посвященные круглым датам, — разовая акция. Как правило, подобным мероприятиям уделяют гораздо меньше времени и сил, чем полноценным спектаклям. Жаль вкладываться в проект, который увидит лишь горстка зрителей... Но Театр Леси Украинки скромничать не стал. Работа над сценарием началась за символических девять месяцев до торжества. В репетиционном процессе заняли практически всю труппу (а это ни много ни мало 90 человек!), все силы — цеха, службы — были брошены на создание этого вечера. Трудно сосчитать, сколько раз переписывался сценарий, сколько идей ушло в корзину, сколько вполне удачных номеров не вошло в финальный вариант, да только ажиотаж у театральной кассы говорит о том, что все не зря.

Очевидно, лишь спросом на подобные мероприятия можно измерить количество друзей театра, истинных театралов, ведь случайный зритель на семейный праздник вряд ли пойдет. Подтверждение тому и реакция зала на появление артистов — сегодняшних любимцев публики и тех, кто блистал на этих подмостках многие 10-летия назад.

Строчка из поэмы Давида Самойлова, ставшая названием юбилейного спектакля, в полной мере отразила принцип его построения. В два часа сценического времени постановщик спектакля Михаил Резникович уложил грустное и смешное, старое и новое, раритетное и модное... А главное — протянул невидимые нити между прошлым и настоящим. Сцена из спектакля «В плену страстей» («Каменный властелин») — привет тому, знаковому для театра, спектаклю 1939 года (режиссер — Конс­тантин Хохлов), благодаря которому театр получил имя Леси Украинки.

Декорация — знаменитый орган из берез Давида Боровского — эхо спектакля «Насмешливое мое счастье», идущего в репертуаре с 1966 года по сей день. Романс в исполнении Ларисы Кадочниковой — воспоминание о «Бесприданнице» 1973 года. Пронзительный монолог Федора Протасова в исполнении Дмитрия Савченко — отголосок давнего «Живого трупа». И это так символично, когда звучащий в записи голос корифея Михаила Романова подхватывает наш современник.

Трагическая тема из «Хождения по мукам» в исполнении Станислава Бобко о том, что мальчик в сатинетовой рубашке стал убийцей, — не только отзвук знаменитого спектакля 1947 года, но и отзыв на тревоги современности.

Зал застывает от слов героя о родине, о том, какую цену ей порой приходится платить. И слова романса Вертинского: «Я не знаю, зачем и кому это нужно, кто послал их на смерть недрожащей рукой...» — находят в сегодняшнем зрителе самый живой отклик.

Тема «связи времен» в Театре Леси Ук­ра­инки очень важна. Свидетельство тому — регулярные фотовыставки, посвященные корифеям, вечера памяти, упоминание знаковых для труппы имен во всех интервью, появляющихся в прессе. Вот почему даже для молодых зрителей имена Виктора Халатова, Евгении Опаловой, Юрия Лаврова, Мальвины Швидлер и других великих стариков, — не пустой звук. Их фотографии, всплывающие на экране, встречают благодарными аплодисментами, и, конечно, самая долгая овация раздается в адрес всеобщей любимицы Валерии Заклунной, ушедшей из жизни в юбилейные дни.

Примечательно, что авторы сценария юбилейного вечера (режиссер Михаил Резникович и актеры театра — Сергей Озиряный, Евгений Лунченко) не пошли по накатанному пути. Спектакль не стал хронологически причесанным отчетом, набором дат и фамилий. И эта непредсказуемость сюжета сделала его легким, хулиганским, озорным.

Небеса с балаганом здесь идут вперемежку, историю смело сменяет современность, в серьез врывается юмор. «Это очень непросто — в одном номере зажечь зрителя, а уже в следующем заставить его задуматься. Все время устраивать залу контрастный душ, — утверждает Евгений Лунченко. — Но в то же время это невероятно интересно! Драматический актер должен это уметь. После номера «Памяти ушедших», посвященного звездам нашего театра минувших лет, нужно моментально перестроить зрителя, но сделать это элегантно, тонко, как бы между прочим, ведь жизнь продолжается, надо идти дальше!».

Видеоролик о Данченко встречали овациями

Отдельную страничку вечера его создатели посвятили памяти Сергея Данченко, воз­главлявшего долгие годы Национальный театр имени Ивана Франко. На праздновании юбилея Театра Леси Украинки 20 октяб­ря видеоролик о Данченко встречали стоя бурными овациями, а Михаил Резникович вы­разил надежду, что творческая дружба двух театров будет лишь крепнуть. Во всяком случае, пока эта связь не прерывается. Доказательство тому — участие замечательного артиста Театра имени Ивана Франко Петра Панчука в спектакле Театра имени Леси Украинки «Везде один», посвященном Тарасу Шевченко. Спектакль, поставленный три года тому назад к 200-ле­тию классика, также не стал разовой акцией. Его с большим успехом играют до сих пор и на сцене Театра Леси Украинки, и на вы­ездах, в других городах Украины, в зоне АТО.

Ну и по традиции дань памяти в этом спек­такле отдают Давиду Боровскому — выдающемуся театральному художнику, во многом определившему лицо европейской сценографии XX века и начинавшему свой путь с подмостков Театра Леси Украинки.

День сегодняшний артисты воплотили в калейдоскопе фрагментов спектаклей текущего репертуара. Кажется, ведущим мастерам сцены отрывки из любимых зрителями сценических хитов даются легко, но авторы признаются: на создание этой части вечера ушло больше всего сил. Ведь отдельные сцены, включенные в юбилей, не должны идти по законам спектакля, из которого взяты. Они должны подчиняться за­конам конкретно этого, сочиненного к юбилею, представления. Номера стремительно сменяют друг друга, у артистов нет времени на раскачку.

«Чтобы сыграть фрагмент калейдоскопа, необходимо огромное напряжение всех физических и душевных сил плюс активная потребность диалога с партнером, наблюдение за ним и полное проживание исходного удара — события. Это и крупный план, и отдельный микроспектакль на пике страстей», — поясняет художественный руководитель театра и режиссер юбилейного спектакля Михаил Резникович. И действительно, за три минуты сценического времени каждый из участников успевает проявить характер, судьбу, боль и страсть своего героя. Николай Рушковский — безнадежное одиночество старика Фирса («Вишневый сад»), Наталья Доля — безответную любовь Лики Мизиновой («Насмешливое мое счастье»), Татьяна Назарова — эксцентричность Живки («Госпожа министерша»), Ирина Дука — ироничность Миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж»), Ольга Кульчицкая — горечь Бабушки («Сто пятая страница про любовь»), Виктор Алдошин — обиду Кузовкина («Нахлебник»), Давид Бабаев — горечь утраты Гарри («Последняя любовь»)... Борис Вознюк к юбилею сочинил сольный номер, в который вложил целую жизнь артиста, вспомнив себя в разных ролях, от Сына в «Затюканном апостоле» 1971 года до Альбера в «Любовном безумии» 2012 года.

Не усталость, а ворох счастливых воспоминаний

Балаганная часть вечера подымает градус праздничного настроения. Номер «Скажите, товарищ...», когда-то звучавший в одном из знаменитых капустников Русской драмы, песенка о новоиспеченном театрале на мотив «Киевляночки» в исполнении молодых артистов театра, дружеские шаржи на обитателей театрального закулисья, — свидетельство того, что интеллигентный юмор современным зрителем, закормленным пошлыми телепроектами, востребован, как никогда.

На сцене — несколько кокетливая надпись: «Нам немало лет...» И действительно, не верится, что в 90 можно оставаться полным сил, идей, стремлений. Что столь солидному возрасту могут сопутствовать не усталость, а лишь ворох счастливых воспоминаний и масса проверенных временем друзей.

Елена ЛЕНСКАЯ Специально для «Бульвара Гордона»



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось